Маршрутное такси. История частных перевозок.

Арендоватьмикроавтобус Sprinter на Avtotours.ru

Вот вполне новогодняя история. На берегу Гудзонова залива есть городок Черчилл – популярное в последнее время место экологического туризма. Любителей природы сюда привлекают белые медведи, которые в октябре – ноябре приходят в предместья города в ожидании, когда замерзнет залив, и можно будет охотиться на тюленей. Для того, чтобы туристы могли в непосредственной близости и безопасности рассмотреть животных, здесь специальным образом переоборудовали автобусы. Корпус автобуса усилен и поставлен на колеса, взятые от самосвала. Заказать автобус с экскурсией к белым медведям приезжают туристы со всего света. Кстати, эти экскурсионные транспортные средства называются «tundra buggies» - «детские коляски для тундры».

Вернемся из тундры в среднюю полосу, где люди пытаются решить проблему скопления транспорта на дорогах. В некоторых районах Европы и Северной Америки при строительстве магистралей предусмотрены специальные выделенные полосы движения (HOV), по которым могут двигаться только автомобили или автобусы с количеством пассажиров больше двух. Такие полосы движения должны поощрять людей к совместному (не единоличному) использованию транспортного средства. Возможность заказать автобус для того, чтобы быстро добраться до работы в городе, дают жителям пригородов региональные и корпоративные спонсоры.

Правительство Соединенных Штатов всячески поддерживает совместное использование гражданами автобуса (vanpool) или автомобиля (carpool). Такие поездки могут организовывать отдельные энтузиасты совместно с частными служебными программами или правительственными программами. Аренда автобуса для совместных поездок обойдется дешевле, тем более, что в Соединенных Штатах Америки существует много программ, в том числе и правительственных, чтобы снизить стоимость такой поездки. Практика показывает, что долгосрочная аренда автобуса нужна жителям пригородов, направляющихся в центр города на работу. Кроме того, совместная аренда транспортного средства (автобуса, автомобиля) гарантирует гражданам налоговые льготы. В общем, правительство пытается сократить количество машин на дорогах, чтобы как-то решить транспортные и экологические проблемы.

Можно перечислить выгоды, предоставляемые участникам vanpool: 1) автобус, арендованный для совместных поездок, может использовать выделенную линию на шоссе; 2) фиксированное расписание поездок делает жизнь более предсказуемой; 3) экономия бензина и, как следствие, вклад в хорошую экологию; 4) участники программы «аренда автобуса для совместных поездок» пользуются льготами при страховании собственных автомобилей; 5) к выгодам таких поездок можно отнести и возможность общения с людьми, ежедневно путешествующих вместе; 6) если крупная компания решила арендовать автобус для своих сотрудников, которые живут за городом, то она также может заключить договор со службой такси, чтоб «подбросить» домой задержавшихся на работе.

С другой стороны, те же самые выгоды совместной поездки на автобусе (vanpool) могут обернуться негативной стороной для (carpool) тех, кто решил совершить совместное путешествие на автомобиле. Безусловно, такие поездки сильно сужают личное пространство. Это больше относится к автомобилям. Кроме того, водители автомобиля несут дополнительное бремя потенциального судебного иска в случае дорожно-транспортного происшествия.

В любом случае, многообразие видов общественного транспорта, когда существует выбор: аренда автобуса престижной модели фирм Neoplan и Mercedes-Benz или услуги «vanpool», позволяет людям более динамично двигаться к цели.

Маршрутные такси, являющиеся в больших городах России альтернативой общественному транспорту (для платежеспособной части населения), все же по большому счету получают развитие в странах с недостаточной структурой городского общественного транспорта. В основном, это страны Африки, Латинской Америки и страны постсоветского пространства. В Северной Америке и Канаде «маршрутки» или «jitney» в основном следуют в труднодоступные районы, где совсем не предусмотрены рейсы общественного транспорта. В Москве и Петербурге же, наоборот, «маршрутное такси» часто следует впереди общественного автобуса, перехватывая платежеспособных пассажиров.

В некоторых странах практикуется аренда автобуса малого класса или маршрутного такси (к которым относится «Мерседес-Бенц» 208Д, 308Д, 312Д и др.) у компании частным водителем. В данном случае арендная плата фиксированная и выплачивается ежедневно, а прибыль оставляет себе тот, кто арендует маршрутное такси. В других странах работа маршрутных такси вообще нелегальна, но привлекательна в смысле тарифов за проезд. Услуги маршрутных такси, пересекающих границы государств, наоборот, дороги и тоже чаще всего нелегальны.

В Европе первой компанией, которая стала работать по схеме маршрутного такси, была британская компания «Texxi». Самым популярным применением для маршруток «Texxi» остается аренда автобусов малого класса для того, чтобы развезти людей после футбольного матча или концерта.

В Северной Америке и Канаде маршрутка представляет собой нечто среднее между автобусом и такси и называется «jitney» (пятицентовик). Этим термином в некоторых городах, таких, как Питтсбург и Детройт, обозначается такси без лицензии. На Род-Айленде «грошовая пластина» лицензии используется и на общественном автобусе. Первые маршрутки появились в США в 10-х годах 20 века. Тогда впервые стали доступны автомобили с двигателем внутреннего сгорания, которые можно было арендовать. Автобус и более распространенный тогда трамвай получили в виде маршрутки серьезного конкурента. «Jitney» паразитировали на трамвайных маршрутах, привлекая пассажиров более низкими тарифами. «Патицентовики» стали настолько прибыльными, что правительство по требованию трамвайных компаний запретило деятельность маршруток.

После нефтяного кризиса 1973-74 годов «пятицентовики» вновь появились в некоторых областях Соединенных Штатов, особенно в старых районах городов, которые традиционно обслуживались лишь трамваями да частными автобусными компаниями. Увеличение плат за проезд неизбежно приводит к увеличению пассажирских перевозок на маршрутках «jitney». Либерализация «пятицентовиков» часто поощряется либерально настроенными городскими экономистами, как «более благоприятная для рынка альтернатива общественному транспорту». Однако некоторые проблемы (аренда автобусов малого класса, страховые долги, проблемы по платам за проезд и пассажирской безопасности) делали законодательство прохладным к «jitney».

В целом, аренда автобуса частным лицом для использования в качестве маршрутного такси распространено скорее в странах с недостаточно развитой транспортной системой. В развитых странах чаще всего используются миниавтобусы фирм Мерседес-Бенц и Тойота.

Многие независимые эксперты (и более зависимые пассажиры) считают стиль вождения маршрутных такси агрессивным. Водителей же маршруток а Найроби (столице Кении) можно без преувеличения назвать просто «головорезами». На суахили маршрутное такси там называют «матату». Впервые оно появилось в конце 60-х. Здесь, по большей части, не так уж и важно, арендовать автобус или приобрести в собственность, для того, чтобы заняться перевозками. Дело это никак не регулировалось правительством вплоть до 2004 года. «Матату» всегда отличала яркая раскраска в духе чего-нибудь модного, как «граффити» на Западе. Маршрутки в Найроби обязательно оборудованы автомобильными аудио-системами с басовыми громкоговорителями (subwoofer), играющими песни хип-хоп и регги, чтобы привлечь пассажиров. «Матату» стали частью городской альтернативной культуры, причем худшее ее частью, проповедуя идею «секса, наркотиков и хип-хопа». Наверно «матату» можно назвать прокачанными тачками, тем более, что образ водителей ассоциировался у подростков с образом этакого мачо, ведущего дикий, рискованный образ жизни, и умеющего получить быстрые деньги. Скорее всего, новое законодательство должно побудить арендовать автобусы у крупной компании, чтобы унифицировать внешний вид маршруток.

Деятельность «матату» помимо нравственных проблем создавала не менее серьезные проблемы транспортные, которые, скорее всего и повлияли на решение властей урегулировать транспортную проблему в столице Кении: стремление к наибольшим прибылям операторов маршруток превратило улицы Найроби в круговую орбиту с прямолинейными секциями, по которым носились «матату». Широко распространено было и взяточничество полицейских.